16.05.2019

Ко дню рождения родного Губкинского. О городе и его жителях – в проекте «33 истории нашего города»

В честь тридцать третьего дня рождения родного Губкинского, который мы отметим 22 апреля 2019 года, музей освоения Севера предлагает новый проект – «33 истории нашего города».

Автобиографические повествования жителей нашего города рассказывают о том, как первостроители покоряли холодный Север, как с первого камня построили город среди снегов, как жили и боролись, отчаивались и добивались, мечтали и любили. Один город, тридцать три весны, тридцать три истории жизни…

История 29. О второй и четвертой школах, Городской Думе, образовательных проектах и об учебнике географии (из воспоминаний Поляковой Тамары Юрьевны).

Тамара Юрьевна, расскажите, как Вы приехали на Север, с чего началась Ваша северная биография.

Мы жили в городе Бердянске. В 1987 году муж моей знакомой уехал на Север, устроился на работу на пятую автобазу и потом сделал вызов моему мужу. А в августе 1987 года главный бухгалтер этого предприятия, дочь которой я готовила к поступлению в Бердянский пединститут, сделала вызов мне. Вызов у меня был в школу №1 поселка Пурпе. Но туда меня не взяли может, не понравилась, может по какой-то другой причине, хотя я до этого уже четыре года работала заместителем директора школы и была отличником просвещения Украины. Мне сказали: «Вы езжайте в город Губкинский, там новая школа, директор Голубев Николай Петрович». И я поехала в город Губкинский, пришла к Николаю Петровичу, он посмотрел мою трудовую, награды, но тоже меня не взял с первого раза, потому что место учителя географии было занято: он уже принял на это место Минзялю Галиевну Нигматуллину. Она – учитель химии по специальности, но тогда нехватка кадров была. И потом, уже 30 августа, мы с ним случайно встретились в магазине, и он говорит: «Что ж Вы не приходите? Приходите. Я Минзялю Галиевну направил директором вечерней школы, а Вы будете учителем географии». Вот так я начала работать на Севере, в школе №2.

Как встретил Вас Север?

Ехали сюда, конечно, с опаской. Ехали долго, на поезде, с ребенком. Но Вы знаете, когда мы вышли на станции Пурпе – этого я никогда не забуду! – я увидела голубое-голубое небо, высокие-высокие сосны, как мне показалось, и яркое-яркое солнце. Наверное, судьба моя была приехать сюда, потому что меня вот так встретил Север.

А каким Вы увидели город Губкинский, когда приехали сюда? Какие трудности Вам здесь пришлось испытать?

Губкинский тогда представлял собой море песка и много воды, резиновые сапоги были основной обувью. Но уже был третий микрорайон, была школа. Поначалу мы жили у знакомой в поселке Пурпе, у меня еще сын был маленький, в четвертом классе учился. Ездили на попутных машинах, но это было очень легко, потому что все останавливались, все подвозили. А ко Дню учителя, в октябре, Анатолий Афанасьевич Ткаченко, первый председатель сельсовета, выделил на нашу школу целых семнадцать квартир. Это вообще был подвиг. Тогда многие наши учителя получили жилье. А меня к тому времени, поскольку я была членом КПСС (нас всего в школе было трое членов партии), избрали председателем профкома. И сразу предложили квартиру в третьем микрорайоне. Был выбор: однокомнатная, либо с подселением, с другой семьей, двухкомнатная. Я, естественно, выбрала однокомнатную квартиру. В доме двадцать восемь в третьем микрорайоне.

Трудности первое время, конечно, были. Мы приехали с Украины, где всего много, и здесь ощущали нехватку продуктов: когда их привозили, мы всё брали ящиками. К кому не приди домой – мешок макарон стоит или ящик кофе. Был тотальный дефицит, все было по талонам, но жили в то время все одинаково. Я на уроке экономики даже рассказываю сейчас, что ни у кого не было шкафов, у всех были самодельные плечики, еще какие-то вещи. Никогда не забуду, как на заседании профкома мы делили кроссовки, спортивные костюмы. Какие только способы не придумывали, чтобы справедливо все распределить. Но способов таких не было, вытаскивали жребий: если это кроссовки и размер не тот попадался, то мы менялись друг с другом.

Запомнился 1995 год, когда мы были ещё в составе Пуровского района, и нам полгода не платили заработную плату. Это был шок, когда выдавали зарплату, например, сливочным маслом… Все жили в долг. Денег не было, чтобы съездить в отпуск. Нам давали какие-то сертификаты в банке, которые мы должны были где-то обменять на юге. Все в таком стрессе пребывали, но всё пережили, у меня в большей степени позитив от тех времён остался. Я помню, что люди были открыты, были вообще другие. Все помогали друг другу, ходили друг к другу в гости, все вместе отмечали праздники. Вообще радовались жизни, были очень веселые.

В школе проблемы были с нехваткой помещений, так как была большая наполняемость классов. В 1987, 1988 годах в три смены учились. К тому времени уже построили Дом быта, и третья смена там занималась. Но жили дружно. У нас был очень хороший хор учителей, мы пели: «И Ленин такой молодой…». Вы знаете, мы сами понимали: на Север не каждый поедет. Ехали люди, очень сильные духом, с сильным характером. Ну, вот, смотрите: из того 1987 года, из школы №2, вышли Агаркова Таисия Ивановна (стала директором музыкальной школы), Журавлева Валентина Васильевна (директор школы коррекции), Нигматуллина Минзяля Галиевна (директор третьей школы), я стала директором четвертой школы, Голубев Николай Петрович и Голубева Любовь Ивановна сегодня возглавляют филиал УдГУ. В школе был сильный состав. Все были личности, все со своими характерами, приходилось притираться, выстраивать коммуникацию. Конечно, многие уже на «землю» уехали. Пожалуй, одна остаюсь в городе из тех первых учителей, кто до сих пор работает в школе.

В первые годы здесь не было никаких развлечений, пока «Нефтяник» не открылся. Мы в школе проводили все праздники, на лыжах ходили, за грибами по осени ездили. “Пурнефтегаз”, помню, выделял вертолёт, мы летали за клюквой на болото. Ну вот, представьте: вертолет за клюквой… Один час полёта сколько стоил! Но ведь это было. Детей на всякие пикники, в походы водили, возили на экскурсии. Мы все – из Советского Союза, и активность привезли сюда.

В конце 1987 года ТНГС (ООО «Тарасовскнефтегазстрой» - прим. авт.) открыл пионерский лагерь в Евпатории. Всем предлагали там поработать, но люди отказывались. А я, когда еще училась в институте, два-три года работала старшей пионервожатой. Поэтому согласилась поехать, вместе с мужем и ребенком. И многие тогда туда семьями поехали, все вместе работали: Ломкины, Бордиковы, Максименко, Темчуки. Темчук Александр Петрович был радистом, он дискотеки проводил. И лагерь, конечно, сдружил нас.

К концу второго года работы (это уже был 1989 год) директором стала Чихунова Светлана Михайловна. Голубев Николай Петрович тогда перешел от нас в другую школу, чем мы были очень недовольны, потому что он – действительно хороший директор. Благодаря ему вообще состоялась вторая школа. У нас с первого сентября за каждым классом были закреплены шефы, все подразделения Пурнефтегаза. У меня было тампонажное управление. Кабинет географии, который оборудовали тампонажники, буквально, до того времени, пока в здании школы «Современник» не поселился – тридцать лет ровно – был таким, каким его сделали в 1987 году. Виктор Гаврилович Агеев очень часто приходил, контролировал, что сделали, как сделали, что еще нужно, чего еще не хватает. Тогда чаще к Агееву обращались, генеральному директору “Пурнефтегаза”.

По тем временам “Пурнефтегаз” не жалел средств для детей, выделял деньги на поездки, и когда мне дали классное руководство в седьмом классе, с детьми летали на вертолёте в Тольку, несколько раз в Харампур ездили, были с ними в Ташкенте, в Москве. В классе родители были: Демины Людмила Семеновна и Алексей Леонидович, вместе с ними столько мероприятий проводили! У меня в этом году сорок лет педагогического стажа, из них, получается, я учителем работала только шесть лет, все остальное – стаж административный. И знаете, этот класс был – мы с детьми просто душа в душу жили. Им более сорока лет теперь, до сих пор общаемся. Многие из них стали руководителями, и они сообщают о своих результатах мне, как учителю. С Таней Агарковой (она была лидер в классе, сейчас в Москве живет), Лаюк Яриной (она начальник управления корпоративных коммуникаций на предприятии ТЭКа в С-Петербурге), Юлей Кузнецовой мы поддерживаем все годы отношения: радуюсь их достижениям. Многие из этого класса остались в Губкинском, они уже своих детей приводят в школу.

Уже в те годы наши ученики везде участвовали, конкурсов было очень много, поэтому вторую школу считали самой лучшей. Там был своего рода отбор: если плохо учишься, ты мог вылететь оттуда, и поэтому много медалистов было. Светлана Михайловна Чихунова была строгим директором. По инициативе В.Г. Агеева во второй школе открыли филиал от московского лицея № 46, готовили наших выпускников к поступлению в МГИМО. Наши ученики имели качественную подготовку и поступали в престижные вузы. 15 лет работали совместно с государственной академией нефти и газа им. Губкина.

Вторая школа была для Вас своеобразной стартовой площадкой. Сейчас Вы возглавляете губкинскую школу №4. Расскажите, как Вы стали директором?

В 1990 году у меня родился второй сын, а когда я вышла из декретного отпуска, была назначена заместителем директора школы № 2. В 1999 году, когда ушла Татьяна Ивановна Киселева, директор четвертой школы, мне предложили возглавить эту школу. Татьяна Ивановна сама была инициатором этого. Было страшновато, хотя учителя меня знали, но я старалась завоевать авторитет в другом коллективе.

Вообще, мне раньше предлагали и в другие открывающиеся школы директором, но как-то не сложилось.

Вы сказали, что завоевывали авторитет. Но у Вас уже в те годы был такой авторитет, который не надо было завоевывать.

Я, во-первых, сама пример показываю. До сих пор дети по экономике занимают первые места на олимпиадах, ни одной школе не удалось достичь таких побед. Когда я пришла в четвертую школу, как раз в тот год там набрали четыре десятых класса, собрали детей со всего города. Школа тогда занимала последнее место по всем рейтингам, дискотеку нельзя было без милиции проводить – вот такой был подбор. Но постепенно удалось как-то все наладить.

Когда я пришла в 1999 году, проводился конкурс на грант фонда Сороса, и я предложила учителям: «Давайте поучаствуем». Даже завучи не понимали, зачем вообще это надо делать. Но я где-то заставляла, где-то инициировала, и постепенно как-то все привыкли, потому что главный принцип моей работы менеджера – создать условия и организовать участие. Задача – создать развивающую среду. И поняв уже важность этого, все (каждый в своем направлении) активно работали. Здесь главное – команда. В четвертой школе хорошая команда единомышленников – заместителей, учителей и, конечно же, учеников и родителей.

В 2006 году началась реализация проекта «Школа. Вуз. Предприятие» по инициативе НК “Роснефть”, был открыт первый на Ямале и в России «Роснефть-класс». Когда начинали, этот проект бесплатный был, на энтузиазме первый год, но с каждым годом активнее выстраивали коммуникацию с ООО «Пурнефтегаз». Сегодня мы лучшие в нефтяной компании «Роснефть» среди ста двенадцати «Роснефть-классов». По итогам 2017 года были первые, в 2018 году в тройку не вошли – снизился процент поступивших в нефтяной вуз.

Сегодня Вы – не только директор одной из лучших школ города, но на протяжении многих лет являетесь председателем Городской Думы. Расскажите, как Вы пришли в Думу?

В 2000 году, когда набиралась новая Дума, я была в составе делегации от Ямала в Соединённых Штатах Америки, как раз в составе делегации была Сидорова Ирина Кенсориновна, которая работала в то время в Муравленко заместителем начальника департамента образования. Во время поездки Валерий Владимирович Лебедевич предложил мне стать депутатом Городской Думы, можно даже сказать, заставил. Я долго колебалась, думала, что это вообще не мое. В общественной-то жизни я всегда участвовала: в школе была председателем совета дружины, потом членом студенческого совета, комсоргом группы, всю жизнь была активной. Но политика… Все-таки быть директором школы для меня более привычно. Детей люблю. До сих пор уроки для меня – это такая отдушина. Я захожу в класс, и получаю столько позитива! Это любимое дело, это вся моя жизнь, это карма. Да, школа – это моя карма.

Но и в итоге, я все-таки согласилась, и когда прошла в Думу, я была там единственной женщиной. Второй состав Думы так меня закалил! Там были Харламов Виктор Рудольфович, Пяткин Николай Николаевич, Петровский Владимир Антонович. Это были хозяйственники, конструктивные, жесткие. И когда я пыталась лоббировать что-то про образование и все прочее, они меня ставили на место. Я не умела конструктивно высказать свою мысль, предложить что-то, я только эмоционально возмущалась. В итоге они меня научили этому конструктиву за год, потом я завоевала авторитет, потому что брала карандаш, и, как учитель, все записывала, все главные мысли выделяла, все анализировала. И это впоследствии давало мне возможность активно выступать на заседаниях Думы.

А когда Валерий Владимирович предложил мне стать председателем Думы, я тоже страшно сомневалась, потому что трудно быть председателем, где одни генералы, где все личности, умеющие принимать решения, как бы настроенные на то, что все должны им подчиняться. А тут еще и женщина, единственная женщина-депутат пять лет. Но в следующем созыве уже пришли Таисия Ивановна Агаркова, Светлана Николаевна Боровкова. Сейчас мы вместе с Молокоедовой Оксаной Алексеевной работаем.

Мы, депутаты Городской Думы, всегда занимаем активную жизненную позицию. И в округе это знают, нас отмечают, у нас аппарат очень квалифицированный, и главное наше достижение, что в 2012 году мы с Людмилой Николаевной Ивановой, руководителем фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании отстояли идею бесплатного питания учащихся с 1 по 11 класс. Сегодня мы – единственный город на Ямале, частично ещё Муравленко, где дети питаются бесплатно. Мы добились того, что порядка шестидесяти миллионов ещё выделяется дополнительно городом. Все, конечно, удивляются этому, что у нас здесь «Советский Союз».

Вы очень занятой человек, совмещаете такие высокие должности, но, несмотря на большую занятость, написали учебник по географии. Как Вам это удалось?

Это был целый учебно-методический комплекс. Я написала методическое пособие для учителей, которым до сих пор пользуются, «Занимательную географию Ямала» и рабочие тетради для учащихся, хрестоматию вместе с учителем географии. Тогда мы работали по учебнику, изданному Тюменским государственным университетом. Мне Господь помогал. Я работала учителем географии и знала, как тяжело вести предмет, не имея методического обеспечения. Профессора Тюменского университета такой заумный учебник написали, по нему трудно было работать. Я села и за каникулы каркас пособий набросала. В городе тогда работала Галина Владимировна Бывалина, кандидат наук. Она помогла мне все это собрать, написала концепцию, структуру вывела. Потом был конкурс в Салехарде, и там материалы победили, пособия издали в издательстве «Просвещение» в 2004 году.

Тамара Юрьевна, за годы работы на Севере Вы внесли неоценимый вклад в развитие города Губкинского. А чем для Вас стал Север?

Север, конечно, очень много значит, потому что больше половины жизни прошло здесь, в Губкинском, ничуть не жалею, что сюда приехала. Хотя я человек солнечный, моя душа тоскует по югу, и сейчас все чаще мысли возникают, чтобы уехать. Но я рада, что не ушла полностью в политику, несмотря на то, что у меня была такая возможность, осталась в образовании. Хотя три телеги везти очень трудно, ведь было время, когда я еще «Единую Россию» возглавляла в течение трех лет. Здесь, на Севере, вокруг меня много людей, порядочных, надежных, с которыми, даже когда они уезжают на «землю», все равно поддерживаю отношения. В частности, это Агаркова Таисия Ивановна, с ней очень дружны, и в гостях у нее в Геленджике были.

Старший сын с семьей живет здесь, в Губкинском, работают вместе с невесткой на предприятии ТЭКа. Внук пошел в первый класс 4 школы, еще один подрастает, таким образом, в семье преобладают мужчины: муж, два сына, два внука. И мы с невесткой. Младший сын работает после окончания С-Петербургского университета в Питере на предприятии ТЭКа и пока делает карьеру.

Я понимаю, что Губкинский – это очень хорошее место для воспитания детей. Все близко – пешком можно до школы дойти, спокойно, экология более-менее нормальная. Здесь пришла мудрость какая-то, опыт приобретен, и, конечно, самое главное достижение – это то, что мне вместе с замечательным коллективом удалось создать четвертую школу именно с развивающей средой. В этом году мы разработали проект «Назад на Ямал». Все говорят, что мало выпускников возвращается. Благодаря совместной работе с ООО “Пурнефтегаз” более сорока выпускников вернулись на работу в «Пурнефтегаз». Когда молодые возвращаются после окончания вузов на Север, у города есть будущее. Значит, и я внесла лепту в процветание нашего любимого Губкинского.



Т. Ю. Полякова с сыном Сергеем. Участие в смотре строя и песни. Спортзал СШ №2. Февраль 1988 года. Фото из личного архива Т.Ю. Поляковой.


Коллектив учителей СШ №2. 1988 год. Фото из личного архива Т.Ю. Поляковой.


Первое заседание Городской Думы 2-го созыва. Председатель Думы В.В. Лебедевич. 2001 год. Фото из личного архива Т.Ю. Поляковой.

С другими материалами проекта «33 истории нашего города « можно ознакомиться здесь: http://muzeyos.ru/museum/proekty/2043-33-istorii-nashego-goroda

Уважаемые жители Губкинского! Каждый из нас когда-то приехал в город на «краю света», кто-то недавно, а кто-то помогал его строить, «взращивал», как маленького ребёнка. И, конечно, каждый сохранил свои воспоминания. Вы, а также ваши друзья, родные и близкие, сможете рассказать свои истории, которых очень ждут сотрудники Губкинского музея освоения Севера.

Подробности можно уточнить по телефону: 5-44-76.

Количество показов: 15629
 




 
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ
Август 2019
Месяц:        
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
ОБЪЯВЛЕНИЯ
16-08-2019 
Администрация города Губкинского объявляет о проведении конкурса по формированию резерва управленческих кадров органов местного самоуправления муниципального образования город Губкинский для замещения должности муниципальной службы: начальник управления жилищно-коммунального хозяйства. 

16-08-2019 

О  противопожарных мероприятиях

16-08-2019 

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения терракта 

16-08-2019 
Памятка по реагированию на информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, распространяемую в сети Интернет




Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+
Версия сайта для слабовидящих